Что такое транспортно-трасологическое исследование?


Содержание

  1. Терминология повреждений, применяемых при трасологическом исследовании
  2. Какие исходные данные необходимы, для назначения транспортно-трасологического исследования?
  3. Вопросы, которыми руководствуются криминальные эксперты во время проведения трасологической экспертизы


Транспортно-трасологическая экспертиза — это одна из наиболее распространенных экспертиз, известных в криминальной практике, которая применяется при расследовании дорожных происшествий, в результате которых пострадало средство передвижения или пешеход.

Полученные в результате криминалистической экспертизы данные, принимают участие в расследовании, проводимом представителями правоохранительных органов или других компетентных лиц, и являются основанием для принятия конечных решений о достоверности полученной информации при проведении расследования. Транспортно-трасологическая экспертиза производится в соответствии с процессуальными нормами криминалистики и естественно-техническими науками.

1aВо время расследования транспортного происшествия экспертизы специалисты стараются изучить следы, с целью определить тип и ли форму объектов, оставивших их. Ход расследования строится на заранее поставленных перед экспертами вопросах, на которые и должен найти ответ специалист исходя из имеющихся данных или объектах экспертизы.

В криминалистической практике к трасологической экспертизе прибегают в тех случаях, когда необходимо выяснить причину дорожно-транспортного происшествия или определить тип средства передвижения, непосредственно участвовавшего, а затем скрывшегося с места аварии.

Терминология повреждений, применяемых при трасологическом исследовании

  1. Видимый след — это любые поверхностные повреждения, которые эксперт может рассмотреть невооруженным глазом.
  2. Вмятина — деформация поверхности или кузова, характеризующаяся образованием вдавленности, различной по форме и размеру.
  3. Деформация — изменение первоначальной формы объекта или его части, вызванное воздействием физической силы окружающих объектов.
  4. Задиры — следы на транспортном средстве, образовавшиеся в результате скольжения или трения о другой объект.
    Наслоение — перенесение материала с поверхности одного объекта на поверхность другого, произошедшее в результате трения.
  5. Отслоение — определенные частицы или кусочки, отделившиеся от средства передвижения в результате автомобильной аварии.
  6. Пробой — повреждение шины, вызванное в результате физического воздействия постороннего предмета, в результате которого transportno-trasologicheskaya-ekspertizaобразовалось отверстие, диаметром более 10 мм.
  7. Прокол — повреждение шины, вызванное в результате внедрения в колесо постороннего предмета, в результате чего образовался прокол диаметром до 10 мм.
  8. Разрыв — повреждение транспортного средства или его части, которое характеризуется деформацией первоначальной формы и неровными краями.
  9. Царапина — поверхностное повреждение транспортного средства, сопровождающее характерными размерами,при которых длина превышает ширину.

Какие исходные данные необходимы, для назначения транспортно-трасологического исследования?

Несмотря на то что трасологическая экспертиза является одним из видов, используемых в криминальной практике, для ее назначения необходимо наличие определенных исходных данных. В качестве этой информации выступают следы, оставленные на месте происшествия. Задача транспортно-трасологической экспертизы заключается в установлении причины в результате которых произошла авария, а также тип транспортного средства, принимавшего непосредственное участие в происшествии.
Во время проведения экспертизы, криминалисты опираются на объекты экспертизы, которыми являются материальные свидетельства объектов и субъектов транспортного происшествия.

В качестве объектов трасологической экспертизы выступают:

  • слепки следов;
  • фотографии следов или объектов происшествия, выполненные в соответствии с правилами масштабирования;
  • схема местности, на которой случилась автомобильная авария;
  • видеоматериалы с места происшествия;
  • различные предметы, принадлежащие непосредственным участникам автомобильной катастрофы;
  • части или детали, отлетевшие от автомобиля в результате столкновения;
  • остатки краски с транспортного средства.

ekspjertiza_avtomobiley_30-09-2012Для того чтобы эксперт мог как можно корректнее провести экспертизу и получить достоверные результаты, он должен обладать подробной информацией о возможных повреждениях, полученных машиной в результате столкновения, а также общую картину с места происшествия.

В зависимости от обстоятельств автомобильной аварии, эксперт ставит перед собой ряд вопросов, которые должны помочь ему в проведении трасологической экспертизы. Эти вопросы подразделяются на 3 категории:

  1. Вопросы, с помощью которых специалист может установить тип транспортного средства и марки автомобиля. Например, к какому типу транспорта относятся оставленные следы?
  2. Вопросы, направленные на установление конкретного автомобиля.
  3. Вопросы, направленные на составление общей картины по дорожно-транспортному происшествию.

Вопросы, которыми руководствуются криминальные эксперты во время проведения трасологической экспертизы:

  1. Где именно столкнулись транспортные средства или произошел наезд на пешехода?
  2. Какова последовательность событий во время автомобильной аварии?
  3. Как стояли транспортные средства по отношению друг к другу в момент столкновения?
  4. Во время аварии автомобиль двигался или был неподвижен?
  5. Какой из автомобилей двигался быстрее?
  6. Какие типы повреждений получило транспортное средство в результате столкновения?
  7. Совершало ли средство передвижения какой-либо маневр во время аварии?
  8. Могла ли авария быть вызвана неисправностью транспортного средства и какой — именно?

Это всего лишь незначительная часть вопросов, которые могут добавляться многими другими, предусмотренными служебными полномочиями криминалистических экспертов.

FAS-schitaet-nespravedlivyimi-pravila-RSAЛюбая транспортно-трасологическая экспертиза должна подкрепляться фотографиями с места происшествия, фиксирующие степень повреждения средств передвижения. При проведении расследования о наезде на пешехода, необходимо обязательное проведение судебно-медицинской экспертизы, заключение по которой подшивается к общему делу. В зависимости от обстоятельств аварии, может потребоваться подкрепление других вещественных доказательств, найденных на месте аварии.

Поделиться статьей

Читайте далее...

Оставить комментарий ВКонтакте



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *