Признаки неисправности лямбда зонда


Содержание

  1. Принцип работы
  2. Как определить неисправность лямбда-зонта?
  3. Электронная диагностика
  4. Устранение неисправности


В советских автомобилях, выпускавшихся в период с 70 по 80-е года, была реализована технология каталитической нейтрализации выхлопных газов, позволяющей снизить пагубное воздействие продуктов сгорания на окружающую среду. Однако стоит отметить, что катализаторы выполняют свою защитную функцию только при условии соблюдения определенной доли соотношения кислорода и топлива. На одну часть бензина должно приходиться от 14,6 до 14,8 части воздуха.

Zond_LS_page5За соблюдением пропорций следит специальное электронное устройство, называемое лямбда-зонт. Это устройство является очень хрупким, поэтому необходимо следить за ее исправностью, а в случае выхода из строя следует немедленно заняться ее ремонтом. Обнаружить выход из строя датчика можно без специализированного оборудования и обращений в сервисный центр. О том как это сделать читайте вы узнаете из этой статьи.

Принцип работы

Основная функция лямбда-зонта заключается в определении химического состава угарных газов на процент содержания в них кислорода. Нормальный показатель колеблется на уровне 0,1—0,3%, при этом небольшие отклонения допустимы.

Установка лямбда-зонта осуществляется в выпускной коллектор, в месте соединения патрубков. Существует несколько разновидностей этих датчиков. В бюджетных моделях автомобилей используется двухканальные лямбда-зонты, позволяющие определить стандартное 1339467880269_bulletinотклонение выше или ниже заданных значений. При обнаружении отклонений, на электронный блок поступает сигнал, после чего он осуществляет управлением подачи топлива в цилиндры двигателя. В современных машинах используется второй тип — широкополосные лямбда-зонты, способные определить точное содержание кислорода в угарных газах.

Использование этого типа приборов позволило:

  • обороты холостого хода удерживаются более стабильно;
  • снижение потребления топлива;
  • повышение срока эксплуатации транспортного средства.

Как определить неисправность лямбда-зонта?

Выход из строя датчика приводит к снижению процентного содержания кислорода в подаваемом в двигатель топливе, в результате чего его работа ухудшается. Причин для выхода прибора из строя может быть множество:

  • попадание внутрь прибора воздуха или угарного дыма в результате нарушения герметичности корпуса;
  • перегрев датчика из-за неисправной системы зажигания;
  • топливо низкого качества, продукты сгорания которого налипают на рабочей поверхности лямбда-зонта;
  • выход из строя проводки электропитания;
  • повреждения внутренних компонентов в результате сильного удара.

Любая из поломок сопровождается разгерметизацией корпуса, что приводит к постепенному ухудшению работы силового агрегата. На ранних стадиях неисправности нарушается нормальное функционирование датчика и постепенно лямбда-зонт перестает формировать необходимые сигналы. Это вызывает дестабилизацию оборотов мотора на холостом ходу, диапазон колебаний которых может варьировать Polomki-leto_011в пределах 300—600 оборотов в минуту. При приближении к критическому уровню, резко снижается содержание кислорода в топливе, транспортное средство может дергаться при езде, а на панели управления может загореться лампочка, возвещающая о ненормальной работе двигателя.

Все эти признаки исчезают при снижении оборотов, однако, это уже говорит водителю о неисправном лямбда-зонте.
На второй стадии поломки датчик перестает функционировать на не прогретом двигателе. При этом присутствуют все признаки выхода из строя впускной системы или газораспределителя. На этом этапе автомобиль может сильно дергаться, двигатель будет сильно перегреваться и резко терять свою мощность, а из-под капота будут доноситься сильные хлопки. Спустя 5—10 минут езды движение автомобиля будет стабилизироваться, однако, ненадолго. Стоит отметь, что при поломке лямбда-зонта расход горючего возрастает на 20—30%, а в кабине будет ощущаться резкий токсичный запах угарных газов.

При обнаружении описанных выше признаков, дальнейшее использование транспортного средства крайне не желательно, поскольку это может привести к нарушению нормальной работы системы впрыска и дальнейшему выходу из строя двигателя.

Электронная диагностика

Чтобы выявить все возможные признаки выхода из строя лямбда-зонта необходимо обратиться в специализированный автомобильный сервис, имеющий в наличии необходимое оборудование. Электронная диагностика проводится с помощью мультиметра, способного выявить поломку, или осциллографа, позволяющего определить не только факт выхода из строя, но и причину поломки лямбда-зонта. Диагностика проводится при включенном двигателе и разогретом контуре охлаждающей жидкости до температуры 80—90 градусов. Если датчик будет холодным, то показания приборов могут быть неверны.

Признаков поломки может быть множество. В процессе диагностики осциллограф обнаруживает неисправность и информирует о причине ее возникновения сигналами, характеризующимися повышением или понижением уровня напряжения. Помимо этого кривая на шкале прибора должна быть с резкими изгибами, без плавных изменений величины напряжения. Также стоит отметить, что сигнал, поступающий с лямбда-зонта, должен меняться каждые 120 мс. Любая задержка во времени свидетельствует о выходе датчика из строя.

Устранение неисправности

Как утверждают многие производители автомобилей и комплектующих к ним, лямбда-зонт не подлежит ремонту. В случае его выхода из строя предусматривается его замена на новый. Однако стоимость этих небольших датчиков может достигать астрономических размеров, особенно если лямбда-зонт необходим на дорогой автомобиль и покупать их через официальных дистрибьюторов. Многие автолюбители при обнаружении поломки идут на маленькую хитрость: вместо оригинального датчика они покупают универсальный лямбда-зонт, укомплектованный переходником под их транспортное средство. На сегодняшний день одним из самых известных производителей этого рода автомобильных комплектующих является известная немецкая компания Bosch. Помимо этого эта фирма занимается реализацией бывших в употреблении брендовых комплектующих. Таким образом, у них можно купить оригинальные подержанные запчасти по сниженной стоимости.

Katalizator_avto_2Если в процессе диагностики вы установили, что лямбда-зонт вышел из строя из-за отложения на его контактах и корпусе продуктов сгорания, можно попробовать устранить неисправность прочистив его. Для этого необходимо выполнить его демонтаж при температуре 40—50 градусов, снять защитный корпус прибора и поместить в ортофосфорную кислоту. После этого, датчик промывают в воде, высушивают и устанавливают на прежнее место. При установке необходимо смазать резьбу герметичной пастой, предотвращающей попадание внутрь датчика воздуха и угарных газов. При установке необходимо соблюсти момент затяжки, который можно уточнить в техническом паспорте транспортного средства. В большинстве автомобилей он составляет 40—60 Нм. Промывка лямбда-зонта помогает в 80% выхода прибора из строя.

Главное правило при устранении любых неисправностей — быстрое реагирование при их обнаружении. Обеспечивая своевременный ремонт своему автомобилю, вы значительно увеличиваете срок его службы.

Поделиться статьей

Читайте далее...

Оставить комментарий ВКонтакте



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *